Рождество Христово

Андрей Рублев. Рождество Христово 

Андрей Рублев. Рождество Христово   


История праздника

Перед Рождеством Иисуса Христа повсюду царило напряженное ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчества; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением думали об Избавителе. Все пророчества о времени пришествия Мессии исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды - и действительно, к тому времени царская власть перешла от потомства Иуды к Ироду Идумеянину. Пророк Даниил духом прозрел, что царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как жезло, которое будет все раздроблять, как железо. Этим царством стала Римская империя.

Матерь Божия вместе с Иосифом Обручником жила в Назарете. Благовещение, зачатие Пресвятой Девы,  а также зачатие Елисаветы и рождение Иоанна Предтечи ясно говорили - Спаситель мира родится в Вифлееме. И вот, во исполнение пророчества, император Август (Октавиан) повелел сделать  всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, каждое колено и род  имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести  и свои имена в список подданых кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного уголка в  городских гостиницах. Нашлось лишь одно не занятое место - в известняковой пещере, предназначенной  для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту. И здесь, далеко от родного  дома, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия,  но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "спеленала  Его и положила в ясли" (Лк 2, 7). Она первая принесла Ему поклонение. Она питала Его сосцами Своими,  на Ее руках Он провел Свое младенчество, с Ней неразлучно пребывал до 30 лет, пока не пришло время  явить Себя миру.

В ту ночь, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о  Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал  Ангел Господень и сказал: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо  ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

Герард ван Хорстон. Поклонение пастухов

Герард ван Хонторст. Поклонение пастухов. 1662 г.


Когда Ангел произнес эти слова, явилось великое воинство небесное, восклицающее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение". Но вот ангелы отошли, пастухи пришли в себя и тут же отправились в Вифлеем, нашли Пресвятую Деву с Младенцем и поклонились Ему. Так смиренные пастыри первыми удостоились поклониться Христу, Которому принесли в дар все, что имели: чистоту любви, крепкую веру и сердечную хвалу.

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов. XV век 


Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, о Рождестве Христовом чудесной звездой было возвещено волхвам-звездочетам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Перед рождением Иисуса Христа на востоке от Вифлеема явилась чудесная звезда, в которой халдейские волхвы узнали звезду Иакова, предсказанную прорицателем Валаамом за 1450 лет до этого события. Из-за этого предсказания на Востоке было широко распространено верование, что в Иудее родится великий Царь, Который будет владычествовать над всем миром, и что рождение Его будет возвещено явлением необыкновенной звезды.

Вифлеем. Храм Рождества Христова

Вифлеем. Храм Рождества Христова. Предполагаемое место Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа


Как только появилась необычная звезда, не подчинявшаяся в своем движении общим законам небесных светил, восточные астрономы поняли, что время, предсказанное пророками Даниилом и другими пророками, наступило, и что родился Божественный Царь. Избраннейшие из этих мудрецов отправились в Иерусалим, чтобы найти Царя мира и поклониться Ему. Предание говорит, что эти волхвы были цари и что они были трех возрастов и трех племен. Мельхиор - старец, потомок Сима; Каспар - безбородый и цветущий юноша, потомок Хама; и третий - Валтасар, - человек в первой поре возмужалости, смуглый потомок Иафета. (По преданию, впоследствии апостол Фома встретил их в Персии, и они, приняв от него Крещение, сами сделались проповедниками Христа. Мощи их покоятся в соборе города Кёльна). Они назывались волхвами не потому, что были магами или чародеями, а потому, что так назывались у персов и других восточных народов мудрейшие наблюдатели природы, особенно изучавшие астрономию.

Так как они пришли в Вифлеем вскоре по рождении Иисуса, то святые отцы полагают, что звезда появилась на Востоке намного раньше Рождества Христова, а именно - в момент Благовещения. Все время перед ними шла путеводная звезда, направляясь за которой путешественники достигли Иерусалима. Здесь звезда скрылась, ибо если бы она не исчезла, то весь народ устремился бы за нею ко Христу, и сам Ирод поспешил бы убить его. Изумленные волхвы вошли в святой град и начали расспросы относительно ожидаемого Мессии, рассказывая о чудесной звезде, которая и привела их сюда.

Рембрандт. Поклонение волхвов

Рембрандт Ван Рейн. Поклонение волхвов


Когда царю Ироду донесли о прибытии чужеземцев, которые, вступив в Иерусалим, всех расспрашивают, где родился Царь Иудейский, звезду звезду Которого они видели на Востоке, царь испугался, так как был очень подозрителен к любым претендентам на престол. Он призвал к себе волхвов и выведал у них время появления звезды, замышляя убить Младенца. Отпуская мудрецов, Ирод наказал им тщательно разведать о Младенце и поспешно известить его, дабы он смог поклониться Ему.

Выслушав Ирода волхвы вновь отправились в путь, и на небе снова заблистала звезда, которая и привела их в Вифлеем. Войдя в пещеру, где был Младенец, волхвы, "пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф 2, 11). Ладан они принесли ему как фимиам Богу; золото - как Царю веков; смирну - как Богочеловеку, Который должен был вкусить смерти.

Когда же волхвы собрались уходить, им явился ангел Господень и открыл планы Ирода, повелев возвращаться другим путем. Волхвы так и сделали.

Увидев себя обманутым, Ирод издал указ, поразивший своей жестокостью всю Иудею. Он повелел "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях свох и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф 2, 16 - 18). 11 января (29 декабря) Православная Церковь совершает память 14 000 младенцев, "от Ирода в Вифлееме избиенных", - первых мучеников за Христа.

История празднования Рождества Христова относится ко временам апостолов. Поэтому большинство традиций, сопровождающих празднование, тоже имеет весьма древние корни. В Апостольских Постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется в 25 день десятого месяца" [от марта]. Тем же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в оньже [в который] нечаемая [нежданная] благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".

Поскольку Рождество Христово - первый праздник по значимости после Пасхи, то верующие приготовляются особенным образом к достойной встрече этого торжества. С 28 (15) ноября начинается Рождественский пост, который длится до 7 января (25 декабря) (сорок дней). Такой долгий пост необходим для того, чтобы постепенно, день за днем, усиливать в душе верующего ожидание праздника, непрерывно направлять не него мысль и чувство, помогать переживать событие всей духовной и телесной жизнью.

Однако телесное воздержание, по учению Православной Церкви, - только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важным является духовное, идейное содержание, которое вкладывается в воздержание. Такое содержание каждому посту придается воспоминаниями событий Священной Истории Церкви.

Тропарь Рождества Христова

глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!


Кондак Рождества Христова

глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.

 

 

Источник: "Православные праздники"/ сост. С. Р. Бегиян. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. - 240 с.: ил.

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Вторник, 11 Апрель 2017 02:03)

    rytuał miłosny

  • #2

    Red Viagra (Четверг, 13 Июль 2017 18:28)

    Extra Super Viagra

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 14:24)

    дешевые кредиты