21 (8) сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Рождество Пресвятой Богородицы открывает собой чреду церковных праздников. Это - событие, которое подготовлялось веками и влияние которого не прекратится во все последующие времена. С Рождества Девы Марии та тайна человеческого спасения, которая "от века" была сокровенна, начинает открываться. Бог благоволил воплотиться от Пречистой Девы, соединить Свое Божественное естество с человеческим и тем вознести нас на небо.

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Отец Девы Марии, Иоаким, происходил из колена Иудина, царского племени. Ее мать, Анна, была младшей дочерью священника Матфана (из племени Ааронова), имевшего еще двух дочерей: Марию и Софию. У Софии была дочь Елисавета, которая стала матерью Иоанна Предтечи.

Иоаким и Анна были праведны перед Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам.Остальное же употребляли для собственных нужд. Они были бы счастливы, если б не бесплодие. По понятиям того времени бездетность считалась тяжелым наказанием за грехи.

Прошло 50 лет их супружеской жизни, а они терпели поношение из-за отсутствия у них детей. По закону,
поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода. Но он, будучи праведным мужем, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Они безропотно несли тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте и молитве, преуспевая в добродетели, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.

В великие праздники они посещали Иерусалим. Так, ко дню обновления храма пришел Иоаким туда, чтобы принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив бесчадием: "Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение". И со стороны окружающих не было никакого сочувствия, но только слышались такие упреки: "Ты не достоин приносить дары с нами, ибо не оставишь в Израиле потомства". Тяжело было Иоакиму всенародно слышать такие укоры, и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал и постился, взывая к Богу, чтобы Господь избавил его от позора, чтобы даровано было ему чадо в старости. 

В то же время, узнав от оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна. Чтобы скрыть от домашних свою скорбь, она ушла в сад. Там она села отдохнуть под лавровым деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с маленькими птенцами, и от этого зрелища ее сердце разболелось с новой силой. С глубокой верой в милость Божию она молилась прося послать ей в старости радость деторождения. И вдруг пред нею явился ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени [в ребенке] твоем благословятся [получат благословение] все роды земные. Имя твоей Дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру". Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что она встретит мужа у Золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: "Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его". Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: "Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе Дочь, о Которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это". 

Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.                    Православная Церковь с древних времен празднует 22 (9) декабря зачатие Пресвятой Богородицы престарелыми, бесплодными родителями. Это делается для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано особым даром Божиим, ибо чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо - рождение от Девы Спасителя мира. Ни блеск, ни слава мира не окружали колыбели Девы Марии: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой , по свидетельству Евангелия, Благодатною и Благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим. 

По обычаю иудейскому, в 15-й день после рождения Ей было дано имя, указанное ангелом Божиим, - Мария, что значит "госпожа", "надежда". Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожой и надеждой для всего творения. В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная царица Елена соорудила в честь и память Рождества Матери Божией храм, в который вошли и жилище Иоакима и Анны с горницей рождества Девы Марии.

Тропарь праздника

глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Кондак праздника

глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

 

Источник: "Православные праздники"/ сост. С. Р. Бегиян. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. - 240 с.: ил.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 22:46)

    rytuał miłosny

  • #2

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 17:33)

    дешевые кредиты